Кровля растет на 30%

По итогам января-апреля цены на различные виды кровли продолжали расти.

В частности, на 5—6% подорожала металлочерепица. В целом рынок кровельных материалов растет на 25—30% в год. По итогам 2006 г. объем рынка скатных кровельных материалов составил $280—285 млн., что на 31% больше, чем в 2005 г. Львиную долю рынка традиционно занимает шифер — 75—80%, а остальное — альтернативные материалы. По словам руководителя продуктового направления «Кровли и фасады» компании ТПК Евгения Козлова, доля шифера перманентно уменьшается. «Например, по итогам прошлого года доля шифера сократилась на 5—6%», — заявил господин Козлов. Он отметил, что в то же время доля металлочерепицы выросла за год на 3%, а битумной черепицы — на 1%. Директор Украинской хризолитовой ассоциации прогнозирует, что на протяжении ближайших семи-десяти лет шифер по-прежнему останется лидером рынка. «Битумосодержащие материалы на солнце выделяют канцероген, опасный для здоровья, а срок годности металлочерепицы в два раза меньше, чем у шифера. Шифер же может прослужить 30—40 лет», — говорит господин Коваль. По его словам, ежегодно страна потребляет 30—32 млн. листов шифера в год.

По мнению экспертов, стремительные темпы роста металлочерепицы связаны именно с ее экологической безопасностью. «В Европе все дома, при строительстве которых был использован асбестоцемент, — уничтожаются, потому что люди заботятся о своем здоровье», — говорит учредитель компании «Арсенал-центр» Виктор Федоров. Поэтому для сохранения своей доли производители шифера активно работают в трех направлениях. Основное — доказательство безвредности асбеста. Помимо этого, производители шифера думают о модернизации своей традиционной серой продукции. По словам господина Коваля, в прошлом году на базе ООО «Ивано-Франковскцемент» была открыта линия по производству цветного шифера — еврошифера. С начала этого года игроки рынка увеличили производство по покраске шифера — было запущено соответствующее оборудование по производству еврошифера на Краматорском шиферном заводе, а также открылась вторая линия на ООО «Ивано-Франковскцемент». Можно еще отметить и борьбу местных производителей, которые занимают более 70% рынка, с импортерами. По словам господина Коваля, на следующей неделе будут введены антидемпинговые пошлины на ввоз шифера. «Наконец-то доказано, что российские производители занимались у нас демпингом», — говорит господин Коваль. По его словам, долю импорта вполне могут покрыть местные игроки. Он отметил, что сейчас мощности производителей шифера загружены всего на 80%. По словам господина Коваля, основным конкурентным преимуществом шифера перед остальными видами кровли является цена. Если шифера стоит в среднем 12 грн., то металлочерепица 55—65 грн./кв. м, битумная черепица 45—70 грн./кв. м, битумсодержащие материалы 28—29 грн./кв. м.

Ближайший конкурент шифера — металлочерепица — занимает в структуре рынка 12%. Темпы роста рынка металлочерепицы составляют 35-40%. Лидерами по производству данного вида кровли являются ТПК , «Руукки-Украина», «Арсенал» , которые занимают на рынке примерно равные доли — 19-21%. Высокие темпы роста рынка заставляют производителей постоянно наращивать свои мощности и осваивать регионы. В частности, в этом году финская корпорация Ruukki вложит EUR15 млн. в строительство завода возле Житомирского шоссе в 20 км. от Киева на земельном участке размером 6,5 га. Темпы роста цен на металлочерепицу в 2006 г. составили не менее 20-25%. На 5-6% поднялись цены уже в текущем году. Это заставляет строителей искать более дешевую альтернативу. Развивается рынок битумсодержащих материалов, различных видов черепицы (битумная, цементно-песчаная, полимерпесчаная, керамическая). По оценкам экспертов, совокупные объемы продаж данных видов кровли увеличиваются на 25-45% ежегодно. Ольга Афонина, бренд-менеджер ЗАО «Ондулин Строительные Материалы» рассказала «i», что в 2006 г. компания реализовала 4,3 млн. кв. м, а в 2007 г. намерена продать до 6 млн. кв. м

Дарья Кутецкая, «Экономические известия»