Профилированный лист - на гребне волны

По прогнозам специалистов, существенных изменений на отечественном рынке профилированного листа не произойдет. По-прежнему будет превалировать продукция украинских продуцентов, которые перманентно будут наращивать свое производство.

Укрепляем позиции

Сегмент профилированного листа является на сегодня одним из наиболее динамично развивающихся на рынке строительных материалов. Причем не может не радовать тот факт, что основная масса продукции производится в родных пенатах, то есть на территории нашей страны. Рассмотрим рыночную ситуацию, сложившуюся в прошедшем году более детально.

Начнем с состава операторов. В целом список игроков рынка очень обширен и включает более 50 позиций. «От совсем небольших.региональных компаний до крупных операторов национального масштаба, таких как ТПК, «Руукки Украина», «Арсенал», комментирует Дмитрий Софронов, директор департамента маркетинга компании ТПК. Среди общего числа игроков рынка можно выделить Novelis, Florprofile (Poland), «Авикс-Металл» , «Альбатрос» , «Арсенал-центр» (компания входит в состав Промышленной Группы «Арсенал» ), «Вектор», «Видзев», «Возрождение полесья», «Джерельце», «Днепропетровскметаллопром», «Евро-Прокат», «Евро-Профиль», Житомирский ЗОК, «Західспецпрофіль» , «Киевметаллопром», «Мастер-Профи» , «Мегарон», «Металист-Стройметаллоконструкция», «Прометан», «Профсталь», «Прушиньски» , «ПСМ-Профиль», «Руукки Украина», «СавВатс», «Сектор Д», «Стальной дом», «Стальные конструкции — Украина», ТПК , «Укринструмент», «Фастех», «ЮК-Постач» и др.

К тому же нужно отметить, что вышеизложенный список периодически претерпевает изменения. Производство профнастила нынче довольно прибыльное дело, поэтому в данный промышленный сектор устремляется множество мелких продуцентов в надежде занять свою нишу, однако, как показывает практика, это не так уж легко. Рынок достаточно четко поделен среди основных операторов, состав которых остается неизменным вот уже на протяжении нескольких лет.

Львиная доля продаж приходится на тройку лидеров: ПГ «Арсенал», «Руукки Украина» и ТПК. По различным данным, в прошедшем году эти компании усилили свое присутствие на рынке, в общей сложности по итогам 2006 г они заняли чуть менее половины общего объема сегмента профнастила. Дмитрий Софронов уточняет: «Суммарная доля трех крупнейших операторов на рынке изделий из окрашенного металла возросла почти на 3 %. При этом произошли перестановки и в самой тройке лидеров. Компания „Руукки Украина“ потеряла, 1 % рыночной доли и переместилась со второго на третье место. Компания „Арсенал“ нарастила свою долю на 2 % и вышла на второе место. Лидерство на рынке сохранила компания ТПК, увеличив свою долю на 2 % и заняв более 19 % рынка»

По заявлению Виктора Федорова, учредителя Промышленной Группы «Арсенал», доли рынка между основными производителями металлочерепицы и профнастила распределились несколько иным образом: ПГ «Арсенал» — 30 %, компания ТПК — 18 %, компания «Руукки Украина» — 16 %.

Даже, несмотря на то, что данные относительно лидерства на рынке той или иной компании различаются, очевиден факт превалирования продукции отечественного производства. Примерно 95 % общего объема рынка занимает профилированный лист украинских продуцентов и лишь 5 % — зарубежных. Причем специалисты отмечают, что ввозятся лишь те виды профнастила, которые не производятся в нашей стране. «Если стальной профнастил преимущественно производится в Украине или экспортируется из России, алюминиевый профилированный лист завозится из стран Западной Европы. По нашим подсчетам, около 5 % украинского рынка профнастила принадлежит именно алюминиевой продукции», — информирует Павел Портнягин, менеджер проектных продаж компании «Вистрайд».

Кроме того, говоря о соотношении отечественной и импортной продукции, нужно учитывать, что официальная статистика не охватывает объем нелегально ввозимого профнастила. «Доля импортного профилированного листа на украинском рынке незначительна, — комментирует Виктор Федоров, — в основном это контрабандно ввозимый из Польши в западный регион профнастил низкого качества, так называемый «черный импорт».

Необходимо отметить, что доля рынка профнастила, принадлежащая внутренним производителям, перманентно растет. «Причина не только в развитии рынка и постоянно растущем спросе на данную продукцию, а, скорее, в относительно невысоких инвестициях в оборудование», — поясняет Александр Мартынюк, к. т. н., официальный представитель Zeman Bauelemente GmbH в Украине.

По данным Дмитрия Софронова, суммарный объем потребления изделий из профилированной окрашенной и оцинкованной стали (металлочерепица, трапециевидные профили и т. д.) достиг 55 млн кв. м. Из них собственно профилированные настилы составили около 45 млн кв. м.

Оценивая объем рынка металла с полимерным покрытием и динамику его развития, Олег Дубовой, заместитель директора по маркетингу и сбыту компании ООО «Стальные конструкции -Украина» приводит следующие цифры: внутренний рынок металла с полимерным покрытием в 2005 г. оценивается в 65 тыс. тонн, а в 2006 г. — 100 тыс. тонн; рынок оцинкованного металла в 2О05 г. оценивается в 80 тыс. тонн, в 2006 г. — 120 тыс. тонн; динамика роста рынка профнастила в 2005 г. составила порядка 20—30 %, в 2006 г — 40—50 %; в абсолютных цифрах объем рынка профнастила в 2006 г. составил порядка 34 млн кв. м; объем рынка профнастила без покрытия в 2006 г. оценивается в 22 млн кв. м; объем рынка крашенного профнастила с полимерным покрытием в 2006 г. оценивается в 12 млн кв. м; соотношение импорта и отечественного производства: импорт, в пределах 5 %, отечественное производство — 95 %.

Сырьевые перипетии

Среди основных тенденций, которые были ха­рактерны для рынка профилированного листа как с полимерным покрытием, так и без него, специалисты выделяют дефицит сырья. Это же стало и основной проблемой данного сегмента рынка, решение которой было под силу далеко не всем операторам. Наиболее пострадали мелкие продуценты, у которых не отработана четкая схема поставок металла. «Некоторые региональные операторы были вынуждены даже уйти с рынка», — комментирует ситуацию Дмитрий Софронов. В то же время такое положение вещей способствовало укреплению позиций лидеров рынка, поскольку крупные компании особо не ощутили сырьевого кризиса и смогли отнять долю продаж у более мелких продуцентов.

«Дефицит связан с ростом строительного рын­ка и окультуриванием поставок металла, — поясняет Александр Мартынюк. — Последнее выгодно крупным производителям, которые могут планировать свое производство на год вперед, мелких же продуцентов, рассчитывающих на случайные заказы и „серые“ поставки, это полностью выбивает с рынка».

С данным мнением солидарна и Виктория Артемова, начальник отдела маркетинга завода «Мастер-Профи», утверждая, что в связи с дальнейшим повышением цен на металл, возможно, придется уйти с рынка не только слабым игрокам, но и некоторым сильным операторам, которые работают с низкой рентабельностью.

Дмитрий Софронов среди тенденций рынка профнастила, которые имели место в преды­дущие несколько лет, называет: значительный рост потребления за последние четыре года; существенный рост цен на продукцию; появление новых интересных продуктов на рынке — несущие профнастилы для промышленного строительства, внутренние стеновые кассеты, штампованный профнастил и т. д.

Однако нехватка сырья — не единственная тенденция данного сегмента. Игроки рынка также отмечают повышение спроса на высокий профнастил (выше 100 мм).

Виктор Федоров сообщает, что в прошедшем году и первом квартале нынешнего года прослеживается увеличение спроса на несущие профилированные листы. Особенно это характерно для региональных рынков Украины: Донецкой, Днепропетровской, Харьковской областей.

Если уж говорить о региональной структуре продаж, то необходимо отметить, что, по словам Олега Дубового, основными потребителями профнастила являются промышленно развитые регионы Украины, где на сегодняшний день ведется наиболее активное строительство и реконструкция промышленных, торговых и других объектов. К таковым относятся Киевская, Донецкая, Одесская, Харьковская, Николаевская области, а также Автономная Республика Крым.

«Доля продаж профилированного листа в западноукраинских регионах Украины сравнительно мала, тамошних потребителей в основном интересует металлочерепица», — подытоживает Олег Дубовой.

Почему растет цена?

К превеликому сожалению, отечественный потребитель в большинстве своем при выборе любого строительного материала ориентируется, прежде всего, на стоимость, поэтому не лишним будет упомянуть об изменениях, которые претерпевала цена профилированного листа в прошлом году.

По словам Виктора Федорова, тенденция повышения стоимости профилированного листа прослеживается с 2003 по 2006 год включительно.

Олег Дубовой поясняет: «Сырьевой фактор традиционно оказывает наиболее значительное влияние на ценообразование рынка профнастила. Тем более что основные поставки исходных материалов для этой продукции осуществляют зарубежные предприятия. Четырехкратное увеличение стоимости цинка дало свои результаты: с первого июня 2006 года крупнейшие производители металлочерепицы и профнастила подняли расценки на свою продукцию как минимум на 5—15 %».

По данным Виктории Артемовой, стоимость профнастила, изготовленного из оцинкованной стали без полимерного покрытия, колеблется в пределах от 35 до 60 грн за 1 кв. м. Он относится к недорогой продукции. Далее стоимость варьируется в зависимости от вида полимерного покрытия, нанесенного на профнастил. Ценовой диапазон профилированного листа с полимерным покрытием выглядит следующим образом: от 46 грн до 120 грн за 1 кв. м. Стоимость профнастила с оцинкованным и полимерным покрытием различается примерно на треть и зависит от металла, из которого изготавливается профнастил, его толщины, покрытия, высоты профилирования и других факторов, влияющих на качество материала.

«В ноябре прошлого года стоимость цинка достигла своего рекордного значения и составила около $4 500 за тонну, что оказало прямое влияние на формирование цены на профнастил», -дополняет Виктор Федоров.

В целом рост стоимости профнастила, согласно информации, предоставленной Дмитрием Софроновым, составил 25—30 %, не последнюю роль в таком значительном повышении сыграл и пресловутый дефицит качественного сырья.

К тому же нехватка металла для производства профнастила и металлочерепицы «ознаменовалась» и другими неприятностями для кровельных компаний, которые сотрудничают со средними и мелкими компаниями: ждать своего заказа им порой приходилось достаточно долго.

Начальник отдела снабжения компании «АБ-Спецмонтаж» Леонид Тимченко отмечает, что наблюдались определенные трудности и с поставками окрашенного стального фасадного профнастила. «Ведь в основном его импортируют из стран Востока. Порой нужный материал приходилось ждать по две недели», — поясняет специалист.

Также к проблемным моментам специалисты относят присутствие на рынке низкокачественного материала, который реализуется по заниженной цене.

Кроме того, подливает масла в огонь и несовершенство нормативной базы, регулирующей производство и применение данных строительных материалов. «Разговоры о необходимости создания ассоциации профилировщиков для лоббирования решения этой проблемы на государственном уровне ведутся давно, однако пока, видимо, ни рынок, ни государство не готово к решению этой проблемы», — сетует Дмитрий Софронов.

Поддержим отечественного производителя!

По прогнозам специалистов, существенных изменений на отечественном рынке профилированного листа не произойдет. По-прежнему будет превалировать продукция украинских продуцентов, которые перманентно будут наращивать свое производство.

«Доля импорта в общем объеме рынка останется на уровне 2—5 %, — комментирует Олег Дубовой. — Однако по-прежнему будут ввозиться те виды профнастила, которые не производятся отечественными компаниями: к примеру, выпуск высоких профнастилов освоен еще не до конца. Также в поддержание доли импортного профнастила вносят свою лепту иностранные компании, которые на украинском рынке предлагают собственные технологии быстрого возведения зданий. Как правило, комплектующие они ввозят из-за рубежа».

Относительно состава операторов рынка, Виктор Федоров сообщает, что особых изменений ждать не стоит, возможен выход на рынок начинающих профилировщиков, привлеченных постоянными сообщениями в прессе о стабильных темпах роста данного рынка.

Рост рынка профилированного листа действительно достаточно привлекателен для новых игроков: по совокупным данным, в 2007 г. он составит не менее 30—40 %. Хотя, учитывая сложившуюся в стране политическую ситуацию, нужно сделать оговорку, что прогнозы могут и не оправдаться.

Что же касается цен, Леонид Тимченко высказывает такое мнение: «Скорее всего, цены на профнастил будут стабильно расти, так же, как и на другие стройматериалы. Все зависит от цены на металл, тарифов на энергоносители, роста рынка и от увеличения заработной платы».

Также нужно отметить, что постепенно будет расширяться ассортимент профнастила, представленного на рынке, отечественные производители будут осваивать выпуск новых видов профилированного листа для удовлетворения в полной мере потребностей современного строительства.

Ирина Настыч, Property Times